«Педагогическая этика в работе со студентами и родителями».
Психолого-педагогических правила и способы установления контактов со студентами и родителями.
Нормой общения педагогов и воспитанников являются гуманные отношения. Такие отношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании обучающимися авторитета педагога и его лидерства, что должно проявляться в стремлении их учиться у преподавателя, общаться с ним и подражать ему.
Приступая к какой-либо деятельности, педагог выдвигает определенные требования, от выполнения которых зависит успех. Но педагогическое требование - это не единственный метод, с помощью которого устанавливаются отношения с воспитанниками. Более того, не подкрепленное заманчивой перспективой, пробуждающей интерес к общему делу, требование легко может стать помехой на пути установления отношений. Важную роль в их создании играют опора на мнение коллектива и имеющиеся в нем микрогруппы, объективная оценка знаний и поведения обучающихся. Рассмотрим подробнее особенности построения конструктивных взаимоотношений.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя.
Встречаясь в течение учебного дня, педагоги и обучающиеся сознательно и неосознанно вынуждены решать такие психологические задачи, как определение самочувствия собеседника, степени его искренности, мотивов поступков и т.п.
Исследования показывают, что представления, которые складываются у обучающихся о преподавателе, зависят в значительной мере от их личностных характеристик, от того, какие взгляды на человека у них сформированы. Отсюда - чем более значим в системе ценностей обучающихся педагог, тем заинтересованнее их отношение к нему.
Педагогический такт и авторитет преподавателя
Из всей совокупности взаимоотношений преподавателя со студентами, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт.
Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.
Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить это средство другим. Тактика поведения и действий учителя, владеющего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.
Основными элементами педагогического такта являются:
– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры преподавателя.
Нормы профессиональной этики говорят о том, что преподаватель:
не имеет права отождествлять личность обучающегося с личностью и поведением его родителей (законных представителей);
не имеет права отождествлять личность обучающегося со знанием (или незнанием) преподаваемого предмета;
является для обучающихся примером пунктуальности и точности;
должен помнить, что по поведению отдельного пед.работника учащиеся и родители судят о школе в целом;
эффективно использует научный потенциал для решения образовательных и воспитательных задач.
В процессе установления взаимоотношений в педагогическом процессе большое значение имеет такое явление, как эмпатия (сопереживание). Во многих случаях на основе эмпатии развивается такое явление, как идеализация, т.е. преувеличенная оценка личностных качеств студента. Чем больше он нравится преподавателю, тем выше он оценивает все его качества, и наоборот. Оценка преподавателем отдельных студентов может не совпадать с общегрупповой оценкой, что нередко и бывает, а это отрицательно сказывается на формировании отношений педагога и обучающихся. Они видят, что преподаватель неадекватно оценивает (недооценивает) их. Это обстоятельство решающим образом сказывается и на психологическом климате в студенческом коллективе.
Явление идеализации во многом служит основой выделения так называемых любимчиков. Однако выделение "любимчиков" - явление, часто психологически неосознаваемое и не всегда отрицательное. Однако и ровное отношение ко всем обучающимся не всегда залог успеха.
Модели общения педагога с обучающимися
Негативные модели общения педагогов с учащимися
Модель диктаторская («Монблан») - педагог отстраняется от учащихся, свои функции сводит к сообщению информации. Следствие - безинициативность, пассивность обучаемых.
Модель "неконтактная" («Китайская стена») - педагог устанавливает дистанцию между собой и обучающимися:
подчеркивание преподавателем своего превосходства над обучающимися;
стремление сообщить информацию, а не обучить;
снисходительно-покровительственное отношение к обучающимся.
Следствие - отсутствие межличностного взаимодействия между педагогом и обучающимися, слабая обратная связь в учебно-воспитательном процессе и т.д.
Модель дифференцированного внимания («Локатор») - педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или слабых), оставляя без внимания остальных. Следствие - отсутствие целостной и непрерывной системы общения; фрагментарность и ситуативность взаимодействия.
Модель негибкого реагирования («Робот») - педагог направленно и последовательно действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Следствие - спланированные виды и формы работы, не приведенные в соответствие с реальными педагогическими задачами, остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект.
Модель авторитарная («Я сам») - педагог делает себя главным, единственным инициатором педагогического процесса. Следствие - устраняется личная инициатива обучающихся; они ждут требований и инструкций и в результате не подготовлены к творческому поведению.
Модель гиперрефлексивная («Гамлет») - педагог подвержен постоянным сомнениям: правильно ли его поймут, обидятся или нет и т.п. Следствие - содержательная сторона общения подменяется эмоциональными моментами во взаимоотношениях преподаватель-студент.
Модель гипорефлексивная («Тетерев») - педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя. Следствие - теряется обратная связь, создается психологический вакуум вокруг преподавателя.
Благоприятная модель общения
Модель активного взаимодействия («Союз») - педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции преподавателя, совместное решение возникающих проблем.
Укрепление контактов с семьей обучающегося
Говоря об основных формах и методах работы классного руководителя с родителями обучающихся, необходимо остановиться на некоторых психолого-педагогических правилах и способах установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. У родителей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказания, да и к учреждению в целом формируется негативное отношение. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между супругами. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к преподавателям, к образовательному учреждению, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется. Единственно правильная норма взаимоотношений кл. руководителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учреждения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Классный руководитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества обучающегося, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда они не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.