г. Павлодар,
ул. Ген. Дюсенова, 4,
8 (7182) 53–25–49
О приоритетных направлениях развития образования и науки
О приоритетных направлениях развития образования и науки

29 октября, 2013. Астана. Министр образования и науки Республики Казахстан Аслан Саринжипов доложил Правительству о приоритетных направлениях развития образования и науки Республики Казахстан на 2014-2016 гг. Глава ведомства подробно рассказал о планах своего ведомства на предстоящие три года.

Сегодня для решения поставленной Главой государства задачи по вхождению Казахстана в число 30 лучших стран мира необходимо решить  ряд системных задач на всех уровнях отечественного образования, а также науки.

Как сообщил министр, для улучшения содержания обучения будет обновлено до 30 % программ дошкольного образования. Внедрение уведомительного порядка для всех дошкольных учреждений позволит усилить контроль качества в этой сфере. Развитие инфраструктуры дошкольного образования и конкретные меры по стимулированию государственно-частного партнерства (ГЧП) должны обеспечить охват детей до 80% .

Система школьного образования будет базироваться на развитии у учащихся навыков и компетенций. Для этого необходимо обновление содержания среднего образования с учетом опыта  Назарбаев интеллектуальных школ.

Как отметил министр, разрыв между селом и городом в качестве образования планируется решать через развитие  ресурсных центров и внедрение информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение и методическую поддержку учителей отдаленных школ. В 2015 году будет внедряться новый стандарт начальной школы

Для повышения качества среднего образования предполагается обновить содержание школьного образования, усилить кадровый потенциал школ (в первую очередь сельских), вовлечение в образовательный процесс семьи, школы и общества. Планируется создать попечительские советы, внедрить подушевое финансирование.

В техническом и профессиональном образовании приоритетными направлениями являются усиление  партнерства образования и бизнеса, подготовка кадров в соответствии с приоритетами ГПФИИР и равный доступ к получению первой технической профессии. К 2016 году в рамках  системы «Кәсіпқор»16 учебных заведений обеспечат подготовку более 7 тыс. человек и еще более 9 тыс. человек по заказу работодателей. Для удовлетворения потребностей ГПФИИР в ближайшие 3 года будет разработано более 73-х новых образовательных  программ для более чем 80 колледжей.

Главной целью работы на предстоящие три года станет достижение качества высшего образования, способствующего инновационному развитию экономики и обеспечению подготовки конкурентоспособных кадров. Системным решением в сфере высшего и послевузовского образования является разгосударствление и предоставление самостоятельности вузам. Вуз должен разработать индивидуальную программу развития, внедрить коллегиальную форму управления, создать Попечительский совет, принимать антикоррупционные меры. Местные исполнительные органы, бизнес и общественность будут принимать участие в управлении вузами.

 Основной целью развития науки будет обеспечение форсированного социально-экономического развития страны. Будет усиливаться прозрачность распределения денег. Развитие системы науки будет выражено в ежегодном росте индикаторов науки в ГИК на 4-6 позиции.

Для этого необходимы синхронизация науки с инновационным развитием экономики, участие научных организаций в индустриальных проектах, подготовка научных кадров, соответствующих приоритетам развития ГПФИИР, принятие мер по оптимизации структуры финансирования НИОКР. 

Также глава МОН обозначил ряд новых задач по развитию молодежной политики. Это развитие межведомственного взаимодействия госорганов и усиление патриотического воспитания, увеличение активно действующих молодежных организаций и расширение сети молодежных ресурсных центров. Также планируется увеличение доли молодежи, охваченной ежегодными республиканскими и местными мероприятиями в сфере молодежной политики и расширение сети молодежных ресурсных центров (боле 200 МРЦ).