29 октября, 2013. Астана. Министр образования и науки Республики Казахстан Аслан Саринжипов доложил Правительству о приоритетных направлениях развития образования и науки Республики Казахстан на 2014-2016 гг. Глава ведомства подробно рассказал о планах своего ведомства на предстоящие три года.
Сегодня для решения поставленной Главой государства задачи по вхождению Казахстана в число 30 лучших стран мира необходимо решить ряд системных задач на всех уровнях отечественного образования, а также науки.
Как сообщил министр, для улучшения содержания обучения будет обновлено до 30 % программ дошкольного образования. Внедрение уведомительного порядка для всех дошкольных учреждений позволит усилить контроль качества в этой сфере. Развитие инфраструктуры дошкольного образования и конкретные меры по стимулированию государственно-частного партнерства (ГЧП) должны обеспечить охват детей до 80% .
Система школьного образования будет базироваться на развитии у учащихся навыков и компетенций. Для этого необходимо обновление содержания среднего образования с учетом опыта Назарбаев интеллектуальных школ.
Как отметил министр, разрыв между селом и городом в качестве образования планируется решать через развитие ресурсных центров и внедрение информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение и методическую поддержку учителей отдаленных школ. В 2015 году будет внедряться новый стандарт начальной школы
Для повышения качества среднего образования предполагается обновить содержание школьного образования, усилить кадровый потенциал школ (в первую очередь сельских), вовлечение в образовательный процесс семьи, школы и общества. Планируется создать попечительские советы, внедрить подушевое финансирование.
В техническом и профессиональном образовании приоритетными направлениями являются усиление партнерства образования и бизнеса, подготовка кадров в соответствии с приоритетами ГПФИИР и равный доступ к получению первой технической профессии. К 2016 году в рамках системы «Кәсіпқор»16 учебных заведений обеспечат подготовку более 7 тыс. человек и еще более 9 тыс. человек по заказу работодателей. Для удовлетворения потребностей ГПФИИР в ближайшие 3 года будет разработано более 73-х новых образовательных программ для более чем 80 колледжей.
Главной целью работы на предстоящие три года станет достижение качества высшего образования, способствующего инновационному развитию экономики и обеспечению подготовки конкурентоспособных кадров. Системным решением в сфере высшего и послевузовского образования является разгосударствление и предоставление самостоятельности вузам. Вуз должен разработать индивидуальную программу развития, внедрить коллегиальную форму управления, создать Попечительский совет, принимать антикоррупционные меры. Местные исполнительные органы, бизнес и общественность будут принимать участие в управлении вузами.
Основной целью развития науки будет обеспечение форсированного социально-экономического развития страны. Будет усиливаться прозрачность распределения денег. Развитие системы науки будет выражено в ежегодном росте индикаторов науки в ГИК на 4-6 позиции.
Для этого необходимы синхронизация науки с инновационным развитием экономики, участие научных организаций в индустриальных проектах, подготовка научных кадров, соответствующих приоритетам развития ГПФИИР, принятие мер по оптимизации структуры финансирования НИОКР.
Также глава МОН обозначил ряд новых задач по развитию молодежной политики. Это – развитие межведомственного взаимодействия госорганов и усиление патриотического воспитания, увеличение активно действующих молодежных организаций и расширение сети молодежных ресурсных центров. Также планируется увеличение доли молодежи, охваченной ежегодными республиканскими и местными мероприятиями в сфере молодежной политики и расширение сети молодежных ресурсных центров (боле 200 МРЦ).